На байдарках от Великих Лук до Новгорода

На байдарках от Великих Лук до Новгорода - фото

Начинался наш поход с речки Еменка. Эту речку мы прошли за один день, но намучались на ней более чем достаточно. Дело в том, что речка представляла собой один сплошной завал. Т.е. каждые 500 метров поперек реки лежало одно или несколько бревен, которые далеко не всегда получалось распилить.

Но в любом случае, приходилось вылезать на эти бревна и пытаться сделать какой-нибудь проход. Вот и здесь матросы были высажены на бревно, а я приготовился достать топор, чтобы в который раз рубить и колоть.

Ну, впрочем, Еменка кончилась еще в первый день нашего путешествия. Представь, какое облегчение испытывает человек, выходящий на просторы озера из узкого прохода полувысохшей ручки с топором в руках вместо весла! Но! Мы ведь еще не подозревали, что и Ловать по всей своей длине будет такой же мелководной и медленной :( Ну а пока мы радовались тому, что хоть завалы кончились.

Особенно на первых десятках километров Ловать в мелководье - это речка шириной 20-30 метров, текущая в преимущественно глиняных берегах, обрамленных камышом. Безусловно, этот этап пути не представлял какого-либо спортивного интереса, но лично для меня он был по своему красив.

Серега, который и был фоторепортером этого похода, говорил, что ему не особенно нравится такой пейзаж. Все, говорит, как-то однообразно. То ли дело Карелия - там картинка постоянно меняется. Скалы, камни на берегу, сосны - они каждый раз разные. Ну, что ж... И в Карелии есть своя прелесть. Нельзя с ним не согласится. Но и такой классический русский пейзаж имеет свою неповторимую картинку. Надо просто ее увидеть.

Однако, долго ли, коротко ли, появились первые перекатики. Один из них мы решили заранее просмотреть, а заодно и сфотографировать супер-прохождение Сереги и Натальи, которое и запечатлено но этой фотографии. Суть подписи заключается в том, что Наталья, матрос на этой байде, весь поход грешила тем, что старалась как можно меньше прикладывать усилий к продвижению байды вперед. Проще говоря, халявила в гребле. А вот это фото показывает как раз обратное - Наталья гребет изо всех сил, а Серега лишь наблюдает этот процесс в готовности управлять байдой посредством нанесения корректирующих ударов веслом по хребту матроса.

Вот на одном из таких перекатов и не повезло нам с сестренкой сильно порвать нашу байдарку :( Настолько сильно, что нам пришлось выгрузиться на берег и заняться ее штопкой и заклейкой. Тем временем вторая байдарка пошла дальше, в Великие Луки, где одни должны были закупить недостающих продуктов типа хлеба, овощей и т.д.

Приближаясь к Великим Лукам, которые стоят на холме и видны издалека, мы заметили Серегу, который отчаянно махал руками, призывая нас немедленно прибиваться с берегу. Как выяснилось позже, впереди была водозаборная плотина, которую они не заметили с воды и чуть было не попали в нее. Эту плотину они уже успешно обнесли и были готовы помочь нам.

Вскоре нам предстоял обнос еще одной плотины, после которого мы решили перекусить свежерубленым хлебом и фруктами-овощами. Тем временем к нам подошел местный мужик, с которым мы достаточно интересно пообщались на тему последующего поведения реки и наличия стоянок, пригодных для ночевки. Он действительно помог отыскать нам позднее великолепную стоянку на берегу на холме, стоящем при впадении небольшой речки с кристально чистой водой. Луки были последним крупным населенным пунктом нашего путешествия.

И вот, опять потянулся бесконечный русский пейзаж по берегам реки. У нас было несколько достаточно симпатичных стоянок. Особенно запомнилась одна, после которой и была сделана эта фотография. Это был пляжик с мелким песочком, нагретым за длинный жаркий день. Каким облегчением было поставить палатки и растянуться прямо на нем! Ну, а вечером, обильно ужиная, решено было присовокупить к празднику желудка некое количество спиртного. И как это не покажется странным, наши девушки настолько обрадовались идее, что смогли сломать мое волевое решение оставить большинство спирта на предстоящую дневку. Иными словами, было выпито ВСЕ! Конечно, были и танцы на песке и купание под луной.

Однако, хоть и без спирта, маршрут продолжался. Мы шли по пересыхающей от жары речке и с нетерпением ждали появления настоящих порогов. Только ими можно было бы оправдать нашу бесконечную греблю, которая никак не положительном образом сказывалась на моральном состоянии группы. Я имею в виду ту самую попойку на пляже, после которой мы остались без спиртного. Все готовились к предстоящей встрече с теми самыми порогами, о которых мы мечтали, ради которых мы и выбрались в Псковскую область.

Тем временем, шел день за днем, а порогов на нашем пути не появлялось. И в конце концов, стало понятно, что ждать нам больше нечего.

Ибо все порожки и перекатики превратились вот в такие мелководные протоки между зарослями камыша. Проводка следовала за проводкой, и еще оставалась надежда, что на нашем пути все же попадется что-то более серьезное. Но с каждым днем эта надежда таяла и таяла.

И в конце концов стало понятно, что жестокое солнце, палившее в то лето на протяжении двух месяцев без единого дождя, сыграло с нами злую шутку. И ждать нам больше нечего. Все, что мы чего мы можем ожидать от этой реки этим летом - бесконечная и изматывающая гребля по тихой и мелководной речке, которой стала наша Ловать.

Остановившись на дневку, попарившись в баньке и вволю попив парного молока, было принято решение заканчивать маршрут раньше, нежели это планировалось. Решено, что мы идем до поселка Холм, где и прощаемся с речкой.

И все таки было бы неправдой сказать, что мы не получили никакого удовольствия от этой речки. Да, спортивная часть похода провалилась окончательно и бесповоротно. Но, разве только в порогах можно находить красоту? Разве не прекрасен пейзаж, который открывался нам с одной из стоянок? Вот поэтому я все же считаю, что наш поход удался. Пусть нам не пришлось испытать здесь чувства борьбы в бурной водой, пусть не было на нашем пути бочек и валов. Но за то со сколькими прекрасными людьми мы познакомились на маршруте! И какую неповторимую красоту мы имели счастье наблюдать на всем пути от ст. Опухлики до поселка Холм, в котором и закончилась все же наша водная часть путешествия.

Безусловно, не хотелось заканчивать поход на такой низкой ноте. Посему еще в бане было принято решение увеличить количество впечатлений, посетив так близко и заманчиво располагавшийся на нашем обратном пути Великий Новгород. А почему бы и нет? Ведь с маршрута мы ушли раньше, время было, да и когда в следующий раз представится такая возможность побывать в одном из старейших городов Руси? Тем более, что это посещение вполне вписывалось в познавательную часть нашего маршрута. Ведь Ловать - один из основных элементов знаменитого пути "из варяг в греки", а Новгород главное связующее звено этого пути.

Чтобы не распылаться по мелочам было принято решение посетить лишь исторический центр города, посмотреть на "старый город". Что и было, как ты видишь, с успехом исполнено. Если честно, для меня эта поездка была очень познавательной. Достаточно давно меня интересовал вопрос, как все же древние мастерили и использовали всевозможные орудия охоты и рыболовства. И вот, исторический музей Новгорода был лучшим ответом на этот вопрос. Такого количества материала о жизни наших предков вряд ли можно найти в каком-нибудь другом городе.

Новгород - 1000 лет Руси

Ну, и конечно, мы не могли отказать себе в удовольствии посетить еще одно достопримечательное место Новгорода. Речь идет о том, что ты сейчас видишь на этих фотографиях - музей деревянного зодчества под открытым небом. Самое интересное в том, что все эти постройки не являются макетами. Это реально стоявшие в свое время дома, привезенные из разных деревень новгородской, псковской и других областей. Жаль, что сканер не может передать всю эту красоту. Музей еще примечателен и тем, что заходя в такой дом, можно в живую понаблюдать за жизнью, протекавшей в таких домах. Т.е. в каждом доме, как и в любом музее есть смотритель. Но этот смотритель одет в национальную русскую одежду и !занимается! тем, чем обычно занимались жители деревень когда-то давно. Заходя в такой дом, можно увидеть девушку, прядущую шерсть. Или мужичка на завалинке, плетущего из бересты всякие разные полезные предметы. Тут же и продающего их. Можно сплести, например, себе лапти :) или еще что-нибудь полезное. Ну, я ограничился только тем, что купил у него подарок для Катюши. Сестренка приобрела себе футляр для очков. В общем, останется у нас отличная память об этом замечательном месте.

Вот таким был наш поход. В конце концов, я оценил его как удавшийся. Хоть и не увидели мы таких желаемых ловатских порогов, но впечатлений другого плана получили очень много. Ну а пороги... Что ж, такое было лето. 3 месяца без дождей при температуре больше 30 градусов сделали свое дело. Ну, а напоследок - еще одна моя фотография, которая стала хитом сезона в нашей туристской компании. На мне - свидетельство Великой отечественной войны - каска. Такого добра по берегам Ловати было предостаточно. И надо было это как-то запечатлеть.